Содержание:
Цели обучения
Заканчивая вуз, колледж или техникум, специалист получает диплом о профессиональном образовании. Этот документ не имеет срока действия и говорит, что человек получил основную подготовку для работы в выбранном направлении. Однако в некоторых отраслях требуется периодическое обновление базы знаний. Для соответствия занимаемой должности и поддержания уровня необходимых навыков необходимо регулярное обучение.
Повышение квалификации – это один из видов дополнительного последипломного образования. То есть оно проводится для специалистов, уже имеющих основной диплом. Разберемся, для чего нужны курсы повышения квалификации.
Основные цели:
-
актуализация профессиональных знаний;
-
изучение нововведений в нормативную базу;
-
введение современных технологий в рабочие процессы;
-
повышение профессионального уровня сотрудника;
-
подтверждение квалификации после перерыва в работе.
Повышение квалификации работников отличается от профессиональной переподготовки тем, что проводится в рамках одной специализации. То есть, если слесарь идет на курсы управления бульдозером – это не значит, что он повышает квалификацию. В этом случае речь идет о получении другой специальности. В рамках повышения квалификации персонала, например, бухгалтер может изучить новую систему учета, а риэлтор – свежие поправки к правилам оформления сделок.
Основные виды повышения квалификации
Программы обучения различаются по продолжительности. От срока учебы зависит то, что дадут данные курсы повышения квалификации работодателю и сотруднику.
Краткосрочные курсы продолжительностью до 72 часов позволяют в короткий срок обновить профессиональные знания. За это время реально изучить современное программное обеспечение, поправки к законопроекту, новые стандарты работы или устранить пробелы знаний в конкретной области.
Среднесрочные программы потребуют от 72 до 100 часов обучения. За этот период можно успеть охватить обширную область знаний и обновить компетенции.
Долгосрочные программы повышения квалификации – это курсы, которые длятся более 100 академических часов. Они предполагают глубокий охват информации в пределах специализации сотрудников. Свидетельство об окончании такого обучения дает возможность претендовать на более высокую должность, например, попасть в руководящий состав.
Кому и как часто нужно повышать квалификацию
Чаще всего периодичность обучения устанавливается работодателем. Руководитель решает, когда и в какой форме оно будет проходить. Однако в некоторых отраслях регулярная актуализация знаний обязательна. Например, федеральными законами предусмотрено периодическое обучение для следующих специальностей:
-
учителя и преподаватели;
-
врачи и фармацевтические работники;
-
юристы;
-
бухгалтеры;
-
водители автобусов, троллейбусов и трамваев;
-
сотрудники РЖД;
-
экипаж авиатранспорта;
-
аудиторы;
-
государственные служащие.
Периодичность прохождения курсов составляет 1 раз в 3-5 лет. Также направление на повышение квалификации может быть внеплановым. Например, при изменении законодательства, внедрении нового рабочего софта или других обстоятельствах, когда сотрудникам нужно быстро войти в курс нововведений. После длительного отпуска или декрета также стоит обновить знания. Это позволит сотруднику быстрее вернуться в активный рабочий процесс.
В какой форме может проходить обучение
Занятия могут проходить в разном формате. Обычно он определяется работодателем, но учитывается и мнение сотрудника. Основные формы повышения квалификации:
-
очная;
-
смешанная;
-
дистанционная.
Очный формат обучения предполагает личное присутствие на занятиях курса. Лекции, семинары и практические занятия проходят в учебных классах на базе школ, техникумов и вузов. Учащимся выдают материалы и необходимое техническое оборудование. В процессе обучения задействованы преподаватели, эксперты, коучи и другие наставники, которые имеют необходимый уровень знаний. Ученики лично общаются с педагогом, получают обратную связь, а также перенимают опыт коллег. Из минусов этого формата – придется тратить время на дорогу к образовательному центру, а также важно присутствовать на всех занятиях в конкретное время. Часто на этот период работодатель предоставляет оплачиваемый отпуск, либо курсы проходят в выходные дни. Еще один недостаток – высокая стоимость очных курсов.
Дистанционная форма повышения квалификации сотрудников организуется с помощью удаленного доступа к учебным материалам. Вебинары, лекции, практические занятия, домашние задания проводятся с помощью образовательных платформ. Часть уроков предусматривает формат онлайн, другие предоставляются в записи. Также предполагаются материалы для самостоятельного изучения. В этом случае сотрудник проходит обучение прямо на своем рабочем месте или дома. Удаленный формат учебы гораздо проще совмещать с работой, но дистанционка требует высокой степени самоорганизации и мотивации.
Смешанный формат – это очно-заочное обучение. Часть занятий проходит с личным присутствием в учебном классе, другие уроки проводятся удаленно. Сотрудники учатся в удобное время, а также общаются с педагогами и коллегами лично, получают ответы на вопросы и лучше мотивируются на учебу.
Методы обучения
Организация повышения квалификации работников различается. Есть обучение с привлечением внешних ресурсов или использование учебных возможностей в пределах самого предприятия.
Обучение внутри фирмы
Разберемся, что такое внутрифирменные курсы повышения квалификации. На предприятии есть более опытные сотрудники, которые могут поделиться знаниями с новичками. Также коллеги из разных отделов делятся опытом, расширяя кругозор друг друга.
Рассмотрим распространенные методы внутреннего обучения сотрудников.
Наставничество. При поступлении на работу или переводе в другой отдел работнику назначается наставник. Задача – помочь молодому коллеге быстрее разобраться в нюансах рабочего процесса.
Инструктаж. Краткосрочный экскурс, например, о технике безопасности или нюансах использования нового оборудования.
Ротация. Сотрудник переводится в другой отдел или подразделение компании. Это может быть постоянным рабочим местом или временным – для расширения профессионального кругозора. С помощью ротации работнику становятся понятны общие процессы и механизмы работы предприятия.
Проектная группа. Сотрудники объединяются в команду, объединенную единой целью. В процессе работы коллеги учатся взаимодействовать и повышают профессиональный уровень друг друга.
Внешнее обучение
Повышение квалификации кадров во внешней среде – это обучение за пределами компании.
Тренинги. Подразумевают изучение теории, совершенствование навыков, а также проверку полученных знаний наставником.
Симпозиумы и конференции. Здесь можно получить знания о самых современных достижениях, нововведениях и опыте ведущих игроков отрасли.
Курсы повышения квалификации. Это полноценная программа, по итогам прохождения которой сотрудник получает удостоверение о повышении квалификации.
Деловые игры. Команде сотрудников предлагается решить рутинные и нестандартные задачи, близкие к реальному рабочему процессу.
Самообучение. В данном случае работнику предоставляются материалы, которые предстоит изучить. По итогам самостоятельного обучения проводится проверка усвоенного.
Документы о пройденном обучении
Повышение профессиональной квалификации подтверждается документально. В процессе учебы сотрудник получает знания и навыки, а по окончании программы часто сдает экзамен или тест. После аттестации выдается документ установленного образца. При прохождении профессиональной переподготовки сотрудники получают диплом. При повышении квалификации вариантов несколько:
-
удостоверение;
-
свидетельство;
-
сертификат;
-
справка.
Разберемся, в чем разница между ними.
Удостоверение о повышение квалификации персонала – это документ, который подтверждает, что сотрудник не только прослушал программу, но и прошел итоговую аттестацию. То есть получение удостоверения позволяет занимать должность, где подтвержденное повышение квалификации является обязательным условием.
Сертификат или свидетельство констатируют получение работником класса или разряда. Часто они выдаются после прохождения краткосрочной программы или на долгосрочных курсах, но без итоговой аттестации.
Справка об обучении выдается сотруднику, который не смог сдать итоговый экзамен или не присутствовал на части занятий. В справке указывается объем прослушанного материала.
Таким образом, статус удостоверения выше. Кроме того, система повышения квалификации дает возможность получить удостоверение только на базе имеющегося профессионального образования. Это говорит работодателю о более высоком уровне знаний и навыков у сотрудника, имеющего удостоверение.
Где можно повысить квалификацию
Обучение проводится на базе следующих организаций:
-
профильная школа или училище;
-
колледж, техникум;
-
высшее учебное заведение;
-
учебный центр.
Одно из требований к повышению квалификации специалистов – прохождение курса в образовательном учреждении, у которого есть лицензия. Организация должна быть одобрена Рособрнадзором.
Пройти обучение по рабочей специальности можно на базе учебного центра Нефтехим Аттестат. На выбор работодателей и сотрудников доступно более 1000 курсов образовательных программ. Обучение организовано в удобном формате, где большая часть занятий проходит дистанционно. Наш учебный центр имеет лицензию Министерства образования и уже 6 лет выпускает специалистов для разных отраслей. В соответствии с выбранной программой по окончании курсов выдается удостоверение, свидетельство или диплом государственного образца с занесением в Реестр Ростехнадзора.
Организация обучения
Программы ДПО в учебном центре Нефтехим Аттестат продуманы так, чтобы совмещать работу и повышение квалификации. Что это значит?
Процесс проходит дистанционно:
-
подача заявки на выбранную программу;
-
заключение договора;
-
оплата аванса;
-
получение доступа к личному кабинету с учебными материалами;
-
прохождение итогового тестирования;
-
выдача документов о пройденном обучении.
Перед началом курса учащиеся предоставляют диплом о среднем или высшем профессиональном образовании и паспорт. Гражданам РФ также понадобится СНИЛС, а иностранцам – патент на работу.
Наш учебный центр находится в Москве, но проходить обучение можно из любого города страны. В образовательном процессе задействованы педагоги узкого и широкого профиля. Под присмотром опытных наставников ежемесячно учатся более 1000 специалистов.
Повышение квалификации работников – это возможность увеличить эффективность работы, поддерживать компетентность персонала в соответствии с меняющимися потребностями компании, а также личное и карьерное развитие сотрудников. Если профессиональная сфера не обязывает проводить регулярное обучение, то работодатель имеет право инициировать его самостоятельно. Это позволит компании быстрее двигаться вперед, достигая новых целей в бизнес
Ответы на вопросы